Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 02.05.2024, 09:08

Добро пожаловать на официальный сайт

Государственное казенное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся" г.Троицка

Меню сайта
Категории раздела
Советы психолога [0]
Педсовет [5]
Коррекция [0]
Мир на ладони [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Ссылки
Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Министерство образования и науки Челябинской области
  • Управление образования администрации г.Троицка
  • Каталог статей

    Главная » Статьи » Педсовет

    Воспитание патриотизма и гражданственности

    Воспитание патриотизма и гражданственности через использование  родоведческого материала на уроках истории и обществознания.

    Великоднева О.Ф.

            

    Государственное казенное специальное (коррекционное)

    учреждение для обучающихся, воспитанников

    с ограниченными возможностями здоровья

    «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа-интернат 3-4 вида»

     г. Троицка

     

     

    Образовательная политика современной России отражает сложный процесс поиска и формулирования общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать ее базовыми приоритетами.

                 Вопросы исторической политики, исторического сознания, исторической памяти, формирования российской гражданской идентичности молодежи относятся к трудным проблемам общественных наук и социальной практики, они актуальны и для современной школы.

                В   своей   программной   статье   «Россия   -   национальный   вопрос»   В.В.   Путин подчеркнул;   «Нам   необходима   стратегия   национальной   политики,   основанная   на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о   своей   вере   и   этнической   принадлежности.   Но   он   должен,   прежде   всего,   быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и 1 религиозные особенности выше законов государства.  Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности»

              Общее советское прошлое в значительной степени определяет самосознание россиян старшего поколения, а для молодежи относится уже к сфере исторической памяти. В этой связи вопросы сохранения исторической памяти, как основы культурной преемственности поколений и национально-гражданской идентичности, приобретают особую значимость. Существенное влияние на историческую память оказывают историческое образование.

                    В современном понимании вопросы влияния государства, его специализированных институтов, других общественных субъектов на формирование исторической памяти относятся к сфере «исторической политики». В уже названной выше статье В.В. Путин обоснованно утверждает: «В нашей стране, где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне политизировано и «раздергано» на идеологические цитаты (часто понимаемые разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях - от школьных пособий до исторической  документалистики - формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или «белого офицера», видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником «одной для всех» - противоречивой, трагической, но великой истории России»

                   Дискуссии об исторической памяти в контексте социальной истории стали актуальны в России с начала 2000-х годов, когда темы воспитания национальной и гражданской гордости, российской идентичности стали четко позиционироваться государством и восприниматься обществом как приоритетные.

              Для преподавателя истории и обществознания, главным является формирование ценностно-нравственного аспекта развития личности. Это напрямую связано с целями реализации программы исторического образования в школе. На первом месте в этом ряду стоит  воспитание  патриотизма и гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими исторически сложившихся национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

                  В соответствии с базовыми параметрами ФК ГОС по истории на

    первый план выдвигаются следующие цели и задачи:

    - воспитание   гражданственности,   национальной  идентичности,   развитие   мировоззренческих  убеждении учащихся   на   основе   осмысления   ими   исторически   сложившихся   культурных,   религиозных,   национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;    

     -  развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию  по

    отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы

    с исторически возникшими мировоззренческими системами;

    -   освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

    -    овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;                                                

     -   формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей

    определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

                 Однако, работая в системе образования и постоянно обращаясь к вопросам истории и общественного развития России, мы обратили внимание на некоторые проблемы в этой области. Эти проблемы, в том числе, влияют на качество преподавания и на восприятии учащимися истории России.

    Стало уже очевидным, что глобальные перемены в обществе привели к кризису идеологии. В данный момент, как отмечают многие обществоведы, в России отсутствует так называемая «национальная идея», без которой невозможна консолидация общества. В России на разных исторических этапах существовали различные идеологические теории, такие как «Москва – третий Рим», «Самодержавие, православие, народность» и наконец, в советский период - «Пролетарии всех стран – объединяйтесь».          Выработать новую национальную идею в условиях многонационального и многоконфессионального общества очень сложно.

                Эта неопределенность выражается в пренебрежительном граждан к истории своего государства, в том числе это наблюдается и среди школьников. Проблема состоит в том, что школьный курс истории слишком политизирован и носит теоретический, отвлеченный характер. В результате, у детей не формируется целостного представления об истории страны. Они не ассоциируют изучаемые события с историей своей семьи, города, района.

    Поэтому мы решили обратиться к теме родоведения в надежде, что это позволит создать личную мотивацию у школьников в изучении истории, поможет в формировании гражданской позиции и толерантности.

                   Мы считаем, что в качестве объединяющей всех нас, таких разных по вере, национальности и жизненным принципам, могла бы стать задача формирования родовой памяти, как части исторической памяти россиян.

      Для этого необходимо выявить формы  эффективного использования родоведческого материала в курсе истории, как способа формирования ценностно-нравственного аспекта  развития личности и разработать методику работы с ним на уроках и во внеурочное время.

                 К сожалению, за годы советской власти генеалогия как наука была уничтожена, исследования такого рода не поощрялись, а зачастую преследовались. Генеалогия (родоведение) считалось наукой для дворян.              Возрождение науки началось после перестройки в СССР, но оказалось, что опыт утерян, специалистов нет, что готовых методик по этой теме также нет. Однако интерес к истории своего рода неуклонно растет, это заметно по тому, как распространяются платные услуги по составлению родословных.

    Учителя школ оказались в более сложном положении, для школы такие методики не разрабатывались, методическая база разрознена и недоступна для школьного учителя. Работа генеалогических обществ носит часто коммерческий характер.

    Кроме того, в курсе истории сложно выделить время на исследование родоведческого материала.         Результаты мониторинга показали, что более 30% учащихся не испытывают интереса к истории по причине загруженности курса истории политическими и экономическими темами и отсутствия  «живого материала».

              Большинство учащихся  5-11 классов не получает в семье достаточной информации о прошлом семьи и ее корнях.  Дети не знают, как получить нужную информацию. Они порой не знают имен даже своих бабушек, не говоря уже о более глубоких корнях. Усложняет положение постоянная миграция населения внутри страны, когда родственники находятся далеко и связи теряются. С другой стороны, постоянное проживание на одном месте создает иллюзию, что история не коснулась твоей малой Родины, и ничего интересного здесь быть не может.

    Безусловно, необходимо исходя из принципа от частного к общему, формировать связь от родоведения к краеведению и далее к истории России.

            Это возможно только при условии  правильной организации учебного процесса. Тогда применения родоведческого  материала будет полезным и уместным  на уроках истории и обществознания с 5 по 9 класс. Главное нужно учитывать возрастные особенности и учебные навыки учащихся. Опыт работы показал эффективность этого метода.

          В 5-6 классах учащиеся работают над созданием родового древа, здесь важен  не столько объем информации, сколько навык сбора и  эстетика оформления материала. В это время формируется первый опыт делового общения с взрослыми, совместная с родителями деятельность. Большим успехом здесь можно считать, если ребенок смог установить 3 поколения родных с именами и годами рождения. Многие дети впервые узнают эти имена. Вызывают удивление и восторг даты конца 19 и начала 20 века, старинные профессии, необычные имена, места проживания предков. В этом возрасте учащимся интересны также происхождение и значение имени и фамилии, названий поселков и географических объектов.

            В 7- 8 классах активно исследуется семейный архив – старые фотографии, награды,  другие интересные документы, связанные с историей страны. Для этого разработаны специальные алгоритмы работы, которые выдаются детям в виде  памятки. Фотография может рассказать о моде прошлых поколений, праздниках, ушедших из употребления вещах, исчезнувших зданиях,  об уровне жизни людей. Такая работа удачно вписывается в темы по обществознанию, но имеет большое значение и в изучении истории. Учащиеся по-новому смотрят на иллюстрации в учебнике, пытаются найти в них признаки эпохи, начинают видеть связи истории России и родного края, формируются навыки работы с историческим документом, неадаптированным текстом, систематизации фактического материала.

            В 9 классе в курсе истории 20 века учащиеся пишут рефераты и исследовательские проекты по темам: «История развития Троицка», «Архитектура Троицка», «Знаменитые граждане Троицка», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «История Троицких предприятий», «Национальные традиции и история народов, населяющих Троицк» и другие. Непременным условием этих работ является наличие материалов из семейного архива. Часто дети используют данные архивов и музеев предприятий, где трудятся их родители. Такая работа позволят решать несколько задач:

    1. Прививает элементарные навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы, т.к. для успешной работы необходимо определить цель и задачи, разработать план действий, правильно оформить результаты.

    2. Позволяет более доступно и неформально осваивать темы по истории 20 века.

    3. Формирует национальное самосознание – ученик узнает историю своей национальной общины, осознает принадлежность к национальной культуре.

    4. Способствует развитию толерантности и интереса к  национальным и религиозным традициям одноклассников.

    Кроме того, такая работа имеет большое воспитательное значение – изучение истории рода выводит внутрисемейные отношения на новый уровень, придает семейным отношениям новую глубину, создает основу для семейной культуры, является мощным объединяющим фактором, несомненно, растет уважение к родителям и их труду, расширяются знания о профессиях, что немаловажно для учащихся 9 класса.

           Таким образом, переходя от простого к сложному, от частного к общему дети ощущают как историческую так и эмоциональную связь между собой, своей семьей, историей края и историей России.  Павел Александрович Флоренский сказал: « Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого – понять собственное свое место в роде и собственную свою задачу… Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества»

     

     

    Резюме:  в статье освещается опыт применения родоведческого материала  в школьном курсе истории и обществознания, как способа формирования ценностно-нравственного аспекта  развития личности, воспитание национальной и гражданской гордости, российской идентичности современных школьников.

     

    Литература:

    -Кочевых С.В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы генеалогической культуры. СПб,2006.

    -Краско А.В. Методика генеалогического исследования. Журнал «Тальцы»№3,Иркутск, Макаров, 2003г.

    -Послание Президента Федеральному собранию.30 ноября 2010года, Москва, Кремль – //www. Kremlin.ru /news/9637

    -Путин В.В. Россия: национальный вопрос -  http//premier.gov.ru/events/17831/

    -Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М- во образования и науки РФ –М., Просвещение, 2011год.

    - Решение коллегии Минобразования РФ 28.12.94г. М. 24/1 «О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях»

     

    Категория: Педсовет | Добавил: admin (07.11.2013)
    Просмотров: 1140 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Вход на сайт
    Поиск

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz