Воспитание патриотизма и
гражданственности через использование
родоведческого материала на уроках истории и обществознания.
Великоднева О.Ф.
Государственное казенное специальное (коррекционное)
учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат 3-4 вида»
г. Троицка
Образовательная
политика современной России отражает сложный процесс поиска и формулирования
общенациональных интересов в сфере образования, которые должны стать ее
базовыми приоритетами.
Вопросы исторической политики,
исторического сознания, исторической памяти, формирования российской
гражданской идентичности молодежи относятся к трудным проблемам общественных
наук и социальной практики, они актуальны и для современной школы.
В
своей программной статье
«Россия - национальный вопрос»
В.В. Путин подчеркнул; «Нам
необходима стратегия национальной политики,
основанная на гражданском
патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей
вере и этнической
принадлежности. Но он
должен, прежде всего,
быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить
национальные и 1 религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства
должны учитывать национальные и религиозные особенности»
Общее советское прошлое в
значительной степени определяет самосознание россиян старшего поколения, а для
молодежи относится уже к сфере исторической памяти. В этой связи вопросы
сохранения исторической памяти, как основы культурной преемственности поколений
и национально-гражданской идентичности, приобретают особую значимость. Существенное
влияние на историческую память оказывают историческое образование.
В современном понимании вопросы влияния
государства, его специализированных институтов, других общественных субъектов
на формирование исторической памяти относятся к сфере «исторической политики». В
уже названной выше статье В.В. Путин обоснованно утверждает: «В нашей стране,
где у многих в головах еще не закончилась гражданская война, где прошлое крайне
политизировано и «раздергано» на идеологические цитаты (часто понимаемые
разными людьми с точностью до противоположного), необходима тонкая культурная
терапия. Культурная политика, которая на всех уровнях - от школьных пособий до
исторической документалистики -
формировала бы такое понимание единства исторического процесса, в котором
представитель каждого этноса, так же как и потомок «красного комиссара» или
«белого офицера», видел бы свое место. Ощущал бы себя наследником «одной для
всех» - противоречивой, трагической, но великой истории России»
Дискуссии об исторической памяти
в контексте социальной истории стали актуальны в России с начала 2000-х годов, когда
темы воспитания национальной и гражданской гордости,
российской идентичности стали четко позиционироваться государством и
восприниматься обществом как приоритетные.
Для преподавателя истории и обществознания, главным является
формирование ценностно-нравственного аспекта развития личности. Это напрямую
связано с целями реализации программы исторического образования в школе. На первом
месте в этом ряду стоит воспитание патриотизма и гражданственности, национальной
идентичности, развитие мировоззренческих убеждений на основе осмысления ими
исторически сложившихся национальных традиций, нравственных и социальных
установок, идеологических доктрин.
В соответствии с базовыми
параметрами ФК ГОС по истории на
первый план
выдвигаются следующие цели и задачи:
- воспитание
гражданственности,
национальной идентичности, развитие
мировоззренческих убеждении
учащихся на основе
осмысления ими исторически сложившихся
культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и
социальных установок, идеологических доктрин;
-
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и
процессов современного мира, определять собственную позицию по
отношению к окружающей
реальности, соотносить свои взгляды и принципы
с исторически
возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об
истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли
России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска,
систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-
формирование исторического мышления - способности рассматривать события
и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять
различные версии и оценки исторических событий и личностей
определять собственное отношение к
дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Однако, работая в системе
образования и постоянно обращаясь к вопросам истории и общественного развития
России, мы обратили внимание на некоторые проблемы в этой области. Эти
проблемы, в том числе, влияют на качество преподавания и на восприятии
учащимися истории России.
Стало
уже очевидным, что глобальные перемены в обществе привели к кризису идеологии.
В данный момент, как отмечают многие обществоведы, в России отсутствует так
называемая «национальная идея», без которой невозможна консолидация общества. В
России на разных исторических этапах существовали различные идеологические
теории, такие как «Москва – третий Рим», «Самодержавие, православие,
народность» и наконец, в советский период - «Пролетарии всех стран –
объединяйтесь». Выработать новую
национальную идею в условиях многонационального и многоконфессионального
общества очень сложно.
Эта неопределенность выражается в
пренебрежительном граждан к истории своего государства, в том числе это
наблюдается и среди школьников. Проблема состоит в том, что школьный курс
истории слишком политизирован и носит теоретический, отвлеченный характер. В
результате, у детей не формируется целостного представления об истории страны.
Они не ассоциируют изучаемые события с историей своей семьи, города, района.
Поэтому
мы решили обратиться к теме родоведения в надежде, что это позволит создать
личную мотивацию у школьников в изучении истории, поможет в формировании
гражданской позиции и толерантности.
Мы считаем, что в качестве объединяющей всех
нас, таких разных по вере, национальности и жизненным принципам, могла бы стать
задача формирования родовой памяти, как части исторической памяти россиян.
Для
этого необходимо выявить формы
эффективного использования родоведческого материала в курсе истории, как
способа формирования ценностно-нравственного аспекта развития личности и разработать методику
работы с ним на уроках и во внеурочное время.
К сожалению, за годы советской
власти генеалогия как наука была уничтожена, исследования такого рода не
поощрялись, а зачастую преследовались. Генеалогия (родоведение) считалось
наукой для дворян. Возрождение
науки началось после перестройки в СССР, но оказалось, что опыт утерян,
специалистов нет, что готовых методик по этой теме также нет. Однако интерес к
истории своего рода неуклонно растет, это заметно по тому, как распространяются
платные услуги по составлению родословных.
Учителя
школ оказались в более сложном положении, для школы такие методики не
разрабатывались, методическая база разрознена и недоступна для школьного
учителя. Работа генеалогических обществ носит часто коммерческий характер.
Кроме
того, в курсе истории сложно выделить время на исследование родоведческого
материала. Результаты
мониторинга показали, что более 30% учащихся не испытывают интереса к истории
по причине загруженности курса истории политическими и экономическими темами и
отсутствия «живого материала».
Большинство учащихся 5-11 классов не получает в семье достаточной
информации о прошлом семьи и ее корнях. Дети не знают, как получить нужную информацию.
Они порой не знают имен даже своих бабушек, не говоря уже о более глубоких
корнях. Усложняет положение постоянная миграция населения внутри страны, когда
родственники находятся далеко и связи теряются. С другой стороны, постоянное
проживание на одном месте создает иллюзию, что история не коснулась твоей малой
Родины, и ничего интересного здесь быть не может.
Безусловно,
необходимо исходя из принципа от частного к общему, формировать связь от
родоведения к краеведению и далее к истории России.
Это возможно только при условии правильной организации учебного процесса.
Тогда применения родоведческого
материала будет полезным и уместным
на уроках истории и обществознания с 5 по 9 класс. Главное нужно
учитывать возрастные особенности и учебные навыки учащихся. Опыт работы показал
эффективность этого метода.
В 5-6 классах учащиеся работают над
созданием родового древа, здесь важен не
столько объем информации, сколько навык сбора и
эстетика оформления материала. В это время формируется первый опыт
делового общения с взрослыми, совместная с родителями деятельность. Большим
успехом здесь можно считать, если ребенок смог установить 3 поколения родных с
именами и годами рождения. Многие дети впервые узнают эти имена. Вызывают
удивление и восторг даты конца 19 и начала 20 века, старинные профессии,
необычные имена, места проживания предков. В этом возрасте учащимся интересны
также происхождение и значение имени и фамилии, названий поселков и
географических объектов.
В 7- 8 классах активно исследуется семейный
архив – старые фотографии, награды, другие интересные документы, связанные с
историей страны. Для этого разработаны специальные алгоритмы работы, которые
выдаются детям в виде памятки. Фотография
может рассказать о моде прошлых поколений, праздниках, ушедших из употребления
вещах, исчезнувших зданиях, об уровне
жизни людей. Такая работа удачно вписывается в темы по обществознанию, но имеет
большое значение и в изучении истории. Учащиеся по-новому смотрят на
иллюстрации в учебнике, пытаются найти в них признаки эпохи, начинают видеть
связи истории России и родного края, формируются навыки работы с историческим
документом, неадаптированным текстом, систематизации фактического материала.
В 9 классе в курсе истории 20 века
учащиеся пишут рефераты и исследовательские проекты по темам: «История развития
Троицка», «Архитектура Троицка», «Знаменитые граждане Троицка», «Моя семья в годы
Великой Отечественной войны», «История Троицких предприятий», «Национальные
традиции и история народов, населяющих Троицк» и другие. Непременным условием
этих работ является наличие материалов из семейного архива. Часто дети
используют данные архивов и музеев предприятий, где трудятся их родители. Такая
работа позволят решать несколько задач:
1.
Прививает элементарные навыки исследовательской деятельности и самостоятельной
работы, т.к. для успешной работы необходимо определить цель и задачи,
разработать план действий, правильно оформить результаты.
2.
Позволяет более доступно и неформально осваивать темы по истории 20 века.
3.
Формирует национальное самосознание – ученик узнает историю своей национальной
общины, осознает принадлежность к национальной культуре.
4.
Способствует развитию толерантности и интереса к национальным и религиозным традициям
одноклассников.
Кроме
того, такая работа имеет большое воспитательное значение – изучение истории
рода выводит внутрисемейные отношения на новый уровень, придает семейным
отношениям новую глубину, создает основу для семейной культуры, является мощным
объединяющим фактором, несомненно, растет уважение к родителям и их труду, расширяются
знания о профессиях, что немаловажно для учащихся 9 класса.
Таким образом, переходя от простого к
сложному, от частного к общему дети ощущают как историческую так и
эмоциональную связь между собой, своей семьей, историей края и историей России.
Павел Александрович Флоренский сказал: «
Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу,
закон его роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные
задачи, а на фоне всего этого – понять собственное свое место в роде и
собственную свою задачу… Только при этом родовом самопознании возможно
сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества»
Резюме:
в статье освещается опыт применения
родоведческого материала в школьном
курсе истории и обществознания, как способа формирования
ценностно-нравственного аспекта развития
личности, воспитание национальной и гражданской
гордости, российской идентичности современных школьников.
Литература:
-Кочевых
С.В. Методическое пособие по проведению генеалогических разысканий. Основы
генеалогической культуры. СПб,2006.
-Краско
А.В. Методика генеалогического исследования. Журнал «Тальцы»№3,Иркутск,
Макаров, 2003г.
-Послание
Президента Федеральному собранию.30 ноября 2010года, Москва, Кремль – //www. Kremlin.ru /news/9637
-Путин
В.В. Россия: национальный вопрос - http//premier.gov.ru/events/17831/
-Федеральный
государственный образовательный стандарт общего образования. М- во образования
и науки РФ –М., Просвещение, 2011год.
-
Решение коллегии Минобразования РФ 28.12.94г. М. 24/1 «О стратегии развития
исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных
учреждениях»
|