В школе-интернате проводятся учителями-дефектологами и тифлопедагогами занятия по коррекционно-развивающим курсам и курсам внеурочной деятельности:
Коррекционно-развивающие курсы «Адаптивная и лечебная физическая культура»
Основные задачи реализации содержания:
-
преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;
-
повышение функциональных возможностей организма;
-
развитие жизненно необходимых двигательных навыков;
-
развитие мышечного чувства;
-
укрепление и охрана здоровья, в том числе охрана остаточного зрения.
Занятия ведет учитель АФК и ЛФК I категории, педагог-дефектолог Хасанова Э.И. На занятиях школьники овладевают скандинавской ходьбой, работой с тренажерами, корригирующей зарядкой и другими видами деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Голбол»
Основные задачи реализации содержания:
-
реабилитация школьников с глубокими нарушениями зрения;
-
развитие навыков командной работы;
-
ориентировка в макропространстве;
-
концентрация слухового внимания на озвученном предмете;
-
компенсация и активация сенсорных возможностей каждого школьника;
-
формирование личностных и коммуникативных качеств.
Коррекционно-развивающий курс «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»
Основные задачи реализации содержания:
-
развитие зрительного восприятия, его механизмов и свойств;
-
повышение умений и навыков чувственного познания предметов, объектов, процессов окружающего мира;
-
ориентировки в микро- и макропространстве с использованием остаточного зрения;
-
повышение функциональных возможностей остаточного зрения, зрительной работоспособности;
-
формирование навыков рационального использования остаточного зрения.
Занятия ведет Заслуженный учитель РФ, учитель-дефектолог, тифлопедагог высшей категории Панкратова Т.В. На занятиях школьники овладевают навыками цвето- и формовосприятия, правильного обследования объемных предметов, макетов, получают компенсаторное развитие зрительного восприятия. Используются такие формы работ как обследование объемной наглядности, конструирование, мозаика, рисование, шнуровка.
Проф.ориентационный курс «Основы массажа»
Основные задачи реализации содержания:
-
приобретение теоретических знаний и практических навыков;
-
обучение различным видам массажа;
-
социальная адаптация обучающихся с ОВЗ;
-
возможность приобретения профессии.
Занятия ведет массажист I категории, педагог-дефектолог Хасанова Э.И.
Коррекционно-развивающий курс «Развитие осязания и мелкой моторики»
Основные задачи реализации содержания:
-
развитие мелких точных координированных движений рук и пальцев для совершенствования обследовательских действий;
-
развитие умения использовать мышечно-суставное чувство в учебно-познавательной деятельности (в том числе для овладения шрифтом Л.Брайля) и в повседневной жизни;
-
развитие осязательных навыков;
-
овладение различными способами осязательного обследования;
-
формирование культуры осязательного обследования.
Занятия ведет учитель изобразительного искусства, тифлопедагог I категории Костромина Е.Н. На занятиях школьники овладевают навыками плетения корзин из бумаги, работы с пластилином, соленым тестом, витражными красками, техникой декупажа.
Коррекционно-развивающий курс «Ритмика»
Основные задачи реализации содержания:
-
преодоление трудностей развития движений;
-
развитие двигательной активности;
-
координация движений для уверенного владения своим телом;
-
повышение потребности в выполнении движений под музыку;
-
умение взаимодействовать с коллективом и партнером по танцу.
Занятия ведут Почетный работник образования, педагог дополнительного образования высшей категории Щеткин В.А. и педагог-дефектолог, педагог дополнительного образования I категории Николаенко Д.С. На занятиях школьники овладевают навыками классического бального танца и современных танцев.
Коррекционно-развивающий курс «Пространственная ориентировка»
Основные задачи реализации содержания:
-
формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем;
-
развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке;
-
формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
-
формирование навыков пользования тростью, специальными приборами, обеспечивающими ориентировку.
Занятия ведет тифлопедагог, учитель высшей категории Косова Е.Н.
Коррекционно-развивающий курс «Социально-бытовая ориентировка»
Основные задачи реализации содержания:
-
формирование первоначальных и адекватных представлений о бытовой и социальной сфере окружающей действительности;
-
развитие социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни;
-
формирование знаний о личной гигиене, здоровом питании, способах ухода за одеждой и обувью, приемах, позволяющих поддерживать чистоту в жилых и учебных помещениях,
-
культуре поведения в различных социально-бытовых ситуациях.
Занятия ведёт учитель технологии высшей категории, педагог-дефектолог Плотникова О.В.
Курс внеурочной деятельности «Шоудаун» (теннис для незрячих)
Основные задачи реализации содержания:
-
обогащение сенсорного опыта при взаимодействии с предметами;
-
повышение скорости реакции;
-
развитие навыков ориентировки в пространстве;
-
верная оценка расстояния до предметов;
-
развитие коммуникативных навыков;
-
развитие навыков командной игры.
Занятия ведут учитель физической культуры высшей категории Никифоров С.В., учитель физической культуры I категории, педагог-дефектолог Миронюк А.Г.
Логопедическое сопровождение.
В школе работает Почетный работник образования, учитель-логопед высшей категории Холкина А.М. в специально оборудованном кабинете. Зачислению на занятия к логопеду подлежат обучающиеся по рекомендации ПМПК, и после проведения обследования, имеющие нарушения развития устной и письменной речи, препятствующие их успешному усвоению знаний по основным разделам школьной программы.
Основной формой организации занятий являются групповые и индивидуальные занятия.
Группы комплектуются учителем-логопедом с учетом однородности речевого недоразвития и зрительного диагноза.
Индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, имеющими сложные речевые дефекты. По мере формирования произносительных навыков у этих детей, занятия проводятся с ними в группах.
Психологическое сопровождение осуществляет член Федерации психологов образования России, педагог-психолог высшей категории, тифлопедагог, учитель -дефектолог Панкратова С.В.
Цель психологической помощи для обучающихся с ОВЗ: создание психологически комфортных условий для успешного развития личности, освоения образовательных адаптированных программ и достижения социально-психологической адаптации обучающихся.
Задачи психологической помощи:
- Диагностика и отслеживание динамики психологического развития обучающегося в процессе коррекционно-развивающей работы; разработка рекомендаций для составления индивидуального образовательного маршрута.
- Психологическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения и реализации специальных ФГОС для незрячих и слабовидящих обучающихся.
- Разработка и внедрение коррекционно-развивающих программ, направленных на формирование саморегуляции, позитивного отношения к своему «Я», развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности обучащихся, развитие коммуникативных умений, формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
- Профилактическая, просветительская работа и консультирование педагогов, родителей (законных представителей) с целью обеспечения максимальной социально-психологической адаптации незрячего и слабовидящего обучающихся.
Занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах (кабинет педагога-психолога и сенсорная комната). Занятия проводятся индивидуально и в группе.