В силу ограничений, связанных с нарушениями здоровья, инвалидам требуется особый подход в организации учебного процесса.
Согласно ст.19 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР).
Индивидуальная программа реабилитации инвалида разрабатывается специалистами Государственной службы медико-социальной экспертизы. Подросткам-инвалидам, заканчивающим 9-11 классы, в обязательном порядке при разработке профессиональной программы реабилитации проводится профессиональная ориентация.Профессиональная ориентации включает информирование подростков о различных профессиях, условиях труда в разных сферах производства, что облегчает выбор, особенно тем молодым людям, которые не смогли самостоятельно определиться в этом вопросе. Особое значение при профориентации имеет подбор конкретному подростку одной или нескольких профессий, доступных ему в соответствии с состоянием здоровья, его собственными интересами, склонностями и способностями. Для выявления индивидуальных особенностей подростков применяются специальные психологические методики, проводимые психологами службы медико-социальной экспертизы. При необходимости оказывается психологическая поддержка, особенно при общей низкой самооценке и отсутствии устойчивой направленности на профессиональное обучение. Формирование устойчивой направленности на обучение имеет существенное значение для приобретения подростками будущей профессии и повышения конкурентоспособности на рынке труда.На основании медико-экспертного заключения, результатов психологического обследования в программе профессиональной реабилитации формируется рекомендация по обучению.
Рекомендация по обучению включает:
Показания к обучению в учебном заведении доступного уровня образования (высшего, среднего, начального);
Специальность, по которой может обучаться подросток-инвалид;
Описание организации учебного процесса и индивидуальных условий обучения (использование дистанционной, очно-заочной формы обучения);
Нуждаемость в специальных программах обучения в соответствии с имеющимися ограничениями в состоянии здоровья;
График обучения и сдачи экзаменов;
Нуждаемость в приспособлении помещений, мебели, оборудования к возможностям инвалидов.
Использование технических средств реабилитации для обучения:
Звукоусиливающая аппаратура индивидуального и группового пользования - для слабослышащих, книги и материалы с укрупненным шрифтом - для слабовидящих и др.;
Какие бывают виды профориентации?
- 1. профессиональная информация, т.е. ознакомление с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями в квалифицированных кадрах, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку.
- 2. профессиональная консультация, т.е. оказание помощи человеку в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе конкретной профессии с учетом его возможностей и потребностей рынка труда
- 3. профессиональный подбор, т.е. предоставление человеку рекомендаций о возможностях, направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих его психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики
- 4. профессиональный отбор, т.е. определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями
5. психологическая поддержка, т.е. система социально – психологических способов и методов, способствующих социально – профессиональному самоопределению, повышению конкурентоспособности и адаптивности
Формула выбора профессии:
Для того чтобы правильно выбрать себе профессию, вам надо сориентироваться всего в трех вещах.
Во-первых, определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом "Хочу".
Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у вас "Могу".
В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня "Надо".
В том случае, если вы сумеете совместить "Хочу", "Могу" и "Надо", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, ваша задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая, во-первых, интересна и привлекательна для вас, во-вторых, соответствует вашим возможностям, наконец, в-третьих, пользуется спросом на рынке труда.
Высокий уровень профессионального образования делает инвалида конкурентоспособным на рынке труда и предоставляет ему равные шансы со здоровыми людьми в плане трудоустройства.