Какое же можно дать определение термину «Педагогическое мастерство»?
С этим вопросом можно обратиться к тысяче педагогов, и каждый даст свое определение с позиции собственного опыта. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство - понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, обычно, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога – это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.
Как было сказано выше: (основу) педагогического мастерства охватывают такие составляющие, как личность педагога, знания и педагогический опыт. Воспитатель, как и учитель, учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство педагогов – творческие личности, идущие к мастерству.
А труд воспитателя – бесконечный творческий процесс, совершенствование профессионального мастерства. Цель воспитателя коррекционного учреждения - помочь каждому ребенку раскрыться, пройти с ним вместе его нелёгкий путь, на котором он не только будет «открывать» для себя новые знания, умения, но и
« откроет» самого себя, поймет и осознает свою уникальность, свою роль и место в окружающем мире.
Внеурочная работа в группе детей с ОВЗ, таким образом, организуется и проводится с учетом задач социальной адаптации, направленной на овладение жизненно необходимыми знаниями и умениями – познавательными, коммуникативными, нравственными, эстетическими, трудовыми.
Хочется отметить, что на протяжении многих лет работы с детьми с ОВЗ, вся моя работа была и продолжает быть направлена на выявление склонностей и способностей каждого ребенка, развитие его как личности творческой и социализированной для жизни в современном обществе.
В 1998г. вместе с воспитателем Товстолуцкой Т.А. и классным руководителем Печерица Н.П. я приступила к работе с группой первоклассников. Кажется, это было вчера, но теперь с гордостью мы встречаем выпускников – этих уверенных в себе и достаточно успешных молодых людей – Сардова Данила (Московский институт, факультет геодезии), Темных Елену, Фиофилактову Анну
( Челябинский пединститут) и других.
Наблюдения за детьми, ежегодно поступающими в школу, показывают, что большинство детей хотят учиться. Их привлекает новизна, желание ходить в школу, осваивать новое занятие, учиться, «как старшие ребята». Однако, это желание учиться далеко не у всех школьников сохраняется на
протяжении всех лет обучения. Иногда по ряду причин (накопление отрицательного опыта деятельности, отсутствие успеха, несложившиеся отношения между членами детского коллектива, болезни и др.) дети утрачивают интерес к школе и учению. Поддерживать у ученика стремление учиться, находить для этого необходимые стимулы – одна из задач воспитателя в повседневной деятельности.
Формирование отношений тесно связано с общением учителя и воспитателя с отдельным ребёнком, коллективом детей и педагогов. Умение общаться лежит в основе профессиональных умений педагога наряду со знаниями и общей культурой педагога, основным условием приобретения педагогического мастерства. Именно на доверительном грамотном доброжелательном общении строилась вся коррекцонно-воспитательная работа с воспитанниками.
Повседневная жизнь детей все годы организуется с учётом ими усвоенного, постепенно повышая уровень требований. Этому в определенной мере способствовал и продолжает способствовать распорядок дня: зарядка, учеба, питание в школьной столовой, дежурство по классу и столовой. Эффективность подготовки школьников к жизни через систему внеклассной и урочной работы достигалась благодаря согласованности действий классного руководителя, воспитателя, информированности о работе друг друга.
Практикуя педагогические технологии в своей работе, я часто использовала юмор в общении со старшеклассниками, нацеливая учащихся на результат совместной деятельности, обнаруживая в них находчивость и способность к импровизации.
Этот, своего рода педагогический оптимизм, вера в силы учащихся, поддержка их инициативы и самостоятельности, укрепляли веру детей в свои возможности. Считаю, что педагог, обладающий оптимизмом, обращаясь к воспитанникам за советом при затруднениях в решении сложных вопросов, учитывая реальные склонности и интересы детей, предоставляет им возможность совершенствовать знания, умения и навыки за счет самостоятельного решения различных ситуаций. Это побуждает учащихся к переходу на более высокий уровень обучения и развития, позволяет каждого включить в творческий процесс.
Положительный настрой в деятельности и общении воспитателя с воспитанниками содействует высокому интеллектуальному и эмоциональному тонусу вообще, и, в частности, учения и повышает его эффективность.
В систему внеклассных мероприятий входили разнообразные виды
практической деятельности, которые теперь несомненно формируют знания и умения; помогают обучающимся находить контакт с окружающими людьми, переносить в реальную обстановку усвоенное, уметь объяснить свои действия, умение находить выходы из жизненных ситуаций.
Проводились классные часы «Спешите делать добро», «Час откровения», беседы: «В чём секрет очарования?» и «Узнаем друг друга лучше»… Тесты, опросники и помощь школьного психолога Панкратовой С.В, и классных руководителей Холкиной Г.И., Сайфутдиновой Г.Н., которые внесли ощутимый вклад в профессиональное самоопределение выпускников. С Холкиной Галиной Ивановной довели ребят до выпускного 12 класса.
Вместе с обучающимися продумывали сценарии праздников, подбирали конкурсы, интересные игры, формы проведения общешкольных мероприятий, привлекая к участию каждого, взаимодействуя с детьми и педагогами других классов.
Опыт работы в школе и жизненные наблюдения подсказывают, чтобы человек чему-то научился в жизни, необходим определенный опыт. Поэтому перед обучающимися нужно ставить такие жизненные ситуации, с которыми придётся столкнуться и принимать решение.
Таким образом, желая своим выпускникам в самостоятельной жизни после школы большого личного и социального благополучия, мы считаем, что организация социально – бытовой направленности во внеурочное время – это только начало пути в большую взрослую жизнь. Необходимо развивать у молодых людей интерес к тем жизненным ситуациям, с которыми им предстоит встретиться и которые им придется решить, а это невозможно без оснащения их определенным багажом знаний и умений, необходимым для успешной интеграции в социум.
До сих пор они приезжают, звонят, делятся успехами и неудачами, справляются о родной школе, советуются.
Считаю, что большую роль в становлении воспитанников, как личностей, играет постоянство педагога, а именно, воспитателя, работающего с данной группой. Вместе с педагогом начиная свой школьный путь – путь становления малыша в состоявшуюся личность, гражданина, воспитатель и воспитанник, проходят рядом все ступени учения и жизненной «азбуки», пробуя, ошибаясь, и собирая необходимый «багаж» опыта, уверенный, что рядом неслучайный «попутчик», а надёжный постоянный друг и наставник.
Хотелось бы, чтобы это постоянство имело место при закреплении педагогов за данным классом (группой) детей.
Второй год я работаю с группой второклассников, которая состоит из 10 человек. Как воспитатель, стараюсь повышать свое педагогическое мастерство, так как считаю, что на внеурочную деятельность возложена важная задача, которая позволяет правильно организовать свободное время младших школьников, сделать их досуг организованным и содержательным.
Большинство детей достигают высокого уровня компенсаторного развития и обнаруживаются хорошие успехи в учебе, в разностороннем развитии.
И здесь задача воспитателя – всеми доступными средствами достичь взаимодействия, согласие с родителями в воспитании общей культуры, в создании эмоционально-благоприятного климата, ориентируемого на общечеловеческие ценности. Свою работу я начинала с диагностики семьи, домашних условий и проблем воспитания. Диагностика семей продолжается на протяжении всего периода обучения детей с помощью анкетирования родителей, детей, посещения семей.
Как воспитатель, стремлюсь привить каждому ребенку любовь к познанию, умению самостоятельно мыслить и преодолевать трудности, развивать чувство ответственности. Терпеливо и настойчиво учу ребят справедливости, доброте, пониманию прекрасного. При этих условиях ребенку всегда интересно посещать группу.
В своей работе с группой воспитанников 2 «а» класса работаю в тесном контакте с классным руководителем Журавлёвой Е.М., психологом школы, руководителями ДО и родителями. Участвую в родительских собраниях, на которых обсуждаются проблемные и организационные вопросы, связанные с группой.
В начальный период жизни детского коллектива требования в основном нацелены на формирование привычек дисциплинированного и культурного поведения детей в классе, во время урока, перемен, в столовой, на прогулке и т.д. Требования, первоначально, носят предваряющий характер. Постепенно они обогащаются нравственно-мировоззренческим содержанием.
В своей работе я использую основные методические рекомендации, составленные на основе передового опыта работы воспитателей коррекционных школ. Нахожу такую форму организации приготовления домашних заданий на самоподготовке, при которой знания, приобретенные учениками на уроках, получают наиболее эффективное закрепление. При этом использую здоровьесберегающие технологии и индивидуальный подход к детям.
Важное значение имеет обстановка, в которой дети занимаются. Хорошо изучив психофизические особенности своих воспитанников, рассаживаю их соответствующим образом: неуспевающих и неусидчивых ближе к себе, детей, имеющих слабое зрение, ближе к свету (к доске).
Во время работы на самоподготовке координирую поведение детей: более возбудимых сдерживаю от поспешности в приготовлении домашних заданий, медлительных - побуждаю к деятельности, неуверенных - подбадриваю и т. д.
Приготовление домашних заданий происходит таким образом, чтобы полностью сохранялось целевое назначение этого вида деятельности - как самостоятельного и индивидуального.
Задача воспитателя - научить детей выполнять домашние задания, воспитывать в них аккуратность, умение доводить начатое дело до конца. Занимаясь с учениками своей группы, спрашиваю детей, что им задано на дом, прошу показать строчки, которые надо прочесть или написать, проверяю, правильно ли дети нашли задание, заложили закладку, помогаю слабым учащимся, слежу за временем, последовательностью выполнения домашних заданий, проверяю правильность результатов.
Особое внимание уделяется формированию у учеников таких черт характера, как настойчивость, упорство, усердие, целеустремленность в процессе выполнения учебных задании.
Если воспитанник не справляется с заданием, предлагаю ему еще раз вспомнить или прочитать по учебнику нужное правило, посмотреть классную работу с аналогичным примером, обратить внимание на соответствующее наглядное пособие. Слабых учащихся постоянно подбадриваю, внушаю им уверенность в своих силах, учу их преодолевать трудности.
Ещё раз подчеркну, что повседневная связь учителя и воспитателя, беседы, совместное планирование предстоящей работы имеют важное значение для всего коррекционно-воспитательного процесса с группой детей, и исключают дублирование воспитателем урока на самоподготовке.
Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение детей, анализ состояния и практических умений дают основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания методов и применения дифференцированного подхода, недостатки развития компенсируются и корригируются.
Тёплое, доброжелательное, но вместе с тем, требовательное общение, любовь к детям, поиск новых форм и методов воспитания – все это помогает мне как воспитателю в моей деятельности. Особое внимание уделяю созданию условий для развития творческого начала в деятельности каждого ученика.
Основной целью моей работы стало также формирование познавательной деятельности детей. Вся внеклассная и внешкольная работа, таким образом, является естественным продолжением учебно-воспитательного процесса на уроках, она дополняет и расширяет содержание учебной работы, проводимой учителем на уроке.
На сегодняшний день наиболее актуальны игровые методы и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.
Мы с учащимися выходим на прогулку: гуляем, активно играем на свежем воздухе.. Главная цель, которую я ставлю перед собой при проведении различных игр, дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело, показать значение двигательной активности.. Кроме того, в играх много познавательного материала, способствующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и воображения.
Дети занимаются в кружках, любят играть в самые разнообразные игры. Целенаправленные игры организовываю на беседах, самоподготовке, планирую и осуществляю познавательные и тематические выездные экскурсии и прогулки: по улицам города, к памятникам, к вечному огню, в парк, в музей занимательных наук ««Эксперементус», в городскую библиотеку, на кондитерскую фабрику, парк чудес «Галилео», скальные тренировки в Нижней Санарке. Эти экскурсии имеют большое познавательное значение. Дают возможность детям получить глубокие и прочные знания, снимают утомляемость, пробуждают интерес к жизни, вызывают вдохновение, помогают войти в жизнь, полную впечатлений и соблазнов, более подготовленными.
Сколько знаний, умений, навыков, необходимо педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. И это невозможно без постоянного самообразования. Так, уже, работая с новой группой малышей, я чаще стала применять в своей работе ИКТ. Использую в своей работе интегрирующие образовательные и оздоровительные компоненты, направленные на сохранение остаточного зрения и повышение работоспособности, обеспечение возрастных темпов роста и развития детей; с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся.
Указанные методы и приёмы воспитания отнюдь не исчерпывают всех сторон педагогического мастерства, возможных влияний педагога на учащихся и их деятельность. В стиле одного педагога проявляется яркость его натуры, внешний эффект его мастерства, в стиле другого – незаметные внешне качества сочетаются с глубоким проникновением в процессы изменения личности ребёнка. В стиле
работы учителя, воспитателя, как и во всей его творческой деятельности, конечно, сказывается его индивидуальность.
В свое время Джим Рон (автор многочисленных книг по психологии, посвященных личностному развитию и достижению успеха) утверждал, что неуспех - это несколько правильных действий, повторяемых ежедневно, а успех - это Самообразование.
Когда обстоятельства меняются, надо менять способ мышления. А сейчас время меняется стремительно, информация устаревает.
Каждый раз, когда вы знакомитесь с новой областью знаний в своей профессии, представьте себя учеником-первоклашкой. Забудьте о своих должностях, дипломах, и возрасте. Сделайте из себя чистый лист бумаги и начните его заполнять сначала. Иначе не преодолеть стресс. Иначе будете изо дня в день повторять устаревшие истины и неуспешные действия, которые давно не дают желаемого результата, удивляться, почему же вы не приближаетесь к успеху. Ничто не растет на льду! Если вы позволите стереотипам заморочить ваше сознание, новые идеи не прорастут! Спасибо за внимание!
|