Семинар-практикум
«Реабилитация обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Дата проведения: 14 декабря 2017 года
Место проведения: г. Троицк, ул. Ленина, 1а, ГКОУ «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г. Троицка.
Время проведения: 10.00 – 14.30 (регистрация с 09.00)
14 декабря 2017 года на базе ГКОУ "Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся" г. Троицка был проведен в рамках областной методической недели семинар -практикум на тему: "Реабилитация обучающихся с ОВЗ посредством внеурочной деятельности и дополнительного образования". Коллегам могут быть полезны материалы основного доклада, фрагментов коррекционных и дополнительных занятий, мастер-классов. С докладом и конспектами можно познакомиться, пройдя по ссылки.
- доклад "Особенности коррекционно-реабилитационной деятельности в условиях школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" с презентацией
- мастер-класс "Развитие творческого мышления на коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками в сенсорной комнате"
Коррекционно-реабилитационная деятельность
Образование детей с особыми возможностями здоровья предусматривает создание для них коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные со всеми детьми возможности для получения образования, воспитания, оздоровления и социальной адаптации. Здоровьесберегающий режим дня в нашей школе позволяет чередовать учебу и отдых, что крайне важно для сохранения и коррекции зрения, слуха, опорно-двигательной системы.
Грамотные врач-педиатр и медицинские сестры контролируют состояние здоровья обучающихся, полноценность бесплатного пятиразового питания для школьников, проживающих в интернате и двухразовое питание для остальных обучающихся. Диспансеризацию детей с хроническими заболеваниями осуществляют врачи-специалисты г.Челябинска.
Профессионалы: врач-окулист, медицинская сестра - ортоптистка в течение года ведут наблюдение за состоянием зрительных функций и проводят лечение на современной дорогостоящей офтальмологической аппаратуре. У многих школьников к завершению начальной школы исчезает или уменьшается угол косоглазия и улучшается острота зрения.
Компетентный детский психиатр осматривает всех обучающихся, наблюдает и пролечивает детей гиперактивных, тревожных, невнимательных, эмоционально неуравновешенных, а также тех, кому сложно запоминать материал.
Опытная медицинская сестра проводит физиолечение (электростимуляцию, магнитотерапию, УФО, УВЧ), в течение года дети получают несколько курсов бесплатного кислородного коктейля.
Учебный план школы-интерната также включает коррекционные курсы занятий для развития обучающихся и коррекции имеющихся особенностей развития, связанных с врожденным или приобретенным нарушением органов чувств. Занятия проводятся группами, подгруппами и индивидуально. Сочетаниес обучением курсов: «Охрана и развитие остаточного зрения и зрительного восприятия», «Развитие осязания и мелкой моторики», «Развитие коммуникативной деятельности», «Развитие мимики и пантомимики», «Социально-бытовая и пространственная ориентировка», «Лечебная и адаптивная физкультура», «Ритмика», «Обучение массажу», «Предметно-практическая деятельность»- создаёт оптимальные условия для всестороннего развития обучающихся, обеспечивая при этом возможность эффективного усвоения программного материала.
Общеобразовательные и коррекционные предметы дополняют друг друга и направлены на учебно-воспитательно-развивающую деятельность, обеспечивающую:
-
стимуляцию сенсорно - перцептивной сфер (развитие всех форм восприятия);
-
развитие моторики и способов обследования и изготовления реальных предметов и их изображений, моделей;
-
развитие социально-бытовой ориентировки;
-
развитие мимики и пантомимики;
-
активизацию и развитие навыков пространственной ориентировки;
-
развитие двигательных способностей и физического развития;
-
развитие социальной активности и познавательных интересов;
-
развитие эмоционально-волевой, когнитивной, социальной сферы и положительных качеств личности.
Занятия по лечебной и адаптивной физкультуре у ответственного и настойчивого учителя ЛФК и АФК позволяют корректировать сколиоз, плоскостопие, деформацию грудной клетки, снижать вес при ожирении, улучшать мышечный потенциал организма при ДЦП.
Наш учитель - логопед – закрепляет звуки, развивает фонематический слух, грамотность, точность, словарный запас в речи школьников, помогает преодолеть ошибки при письме.
Доброжелательный педагог-психолог уделяет много внимания школьникам, родителям, педагогам;проводит диагностику, коррекционно-развивающие занятия, консультирует, проводит беседы. Помогает найти себя, а в будущем и свою профессию, учитывая возможности зрения.
На уроках и занятиях для обучающихся проводятся динамические паузы и офтальмологическая гимнастика для глазс целью профилактики утомления, нарушения осанки, снятия зрительного напряжения.
В оздоровительных целях в школе-интернате созданы условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении, которая реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся:
-
утренняя зарядка;
-
физкультминутки на уроках;
-
подвижные игры на переменах;
-
уроки физкультуры – 3 урока в неделю, ритмики, лечебной и адаптивной физкультуры;
-
занятия спортивных секций;
-
групповые танцевальные занятия;
-
прогулки на свежем воздухе;
-
дни здоровья.
16 учителей и воспитателей имеют тифлопедагогическое, 10 - дефектологическое образование, позволяющие обучать детей с ограниченными возможностями здоровья.
Талантливые педагоги нашей школы на коррекционных занятиях у детей развивают зрительное восприятие, память, внимание, мышление, речь, мелкую моторику, мимику и пантомимику, ориентировку в пространстве, умение танцевать, готовить, шить.
Прием детей в 1 класс и в другие классы осуществляется на основании заключения областной ПМПК и путевки УОиН Челябинской области. Для первоклассников создана возможность восстановить силы- после уроков обязателен сон час.
Незрячие дети обучаются, читая, считая и делая записи по рельефно-точечному шрифту Луи Брайля.
В школе-интернате организована доступная среда для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.
Выпускники школы-интерната на «хорошо» и «отлично» сдают ГИА и ЕГЭ, многие учатся на бюджетной основе в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Златоусте, Кисловодске, Челябинске, Троицке по профессиям, которые соответствуют их склонностям, способностям и позволят сохранить здоровье в течение жизни.
Наша цель - обеспечение оптимальных возможностей обучения, воспитания, реабилитации каждого школьника, оказание разносторонней помощи учащимся и родителям!
Программа коррекционной работы.